Более 2 тысяч тонн СО2 попадает в атмосферу ежедневно из-за санкций на авиаперелеты

25 мая 2023

Сокращение транзитных рейсов через воздушное пространство России продолжает увеличивать ежедневный прирост выбросов углекислого газа в атмосферу на более чем 2 тысячи тонн. К такому выводу пришли в Рослесинфорге (лесоучетное ведомство Федерального агентства лесного хозяйства), проанализировав динамику авиаперелетов над Россией и обзор мировых выбросов углекислого газа.


Согласно открытым данным, в 2022 году над территорией России выполнено 79652 транзитных полета, что на 59% ниже показателей досанкционного периода 2021 года, когда было зафиксировано 183692 полета. Количество транзитных перелетов уменьшилось на 104040.

В связи с внешнеполитической ситуацией длительность авиарейсов по всему миру увеличилась от 30 минут до 5 часов в зависимости от маршрута. Рейсы, которые выполнялись над территорией России, изменили свои траектории и увеличили время полета.

"Каждый дополнительный час полета воздушного судна увеличивает выбросы CO2. Один сожженный литр авиационного топлива выдает более 2,5 кг CO2. За час полета сгорает 3 тысячи литров топлива, то есть каждый дополнительный час полета увеличивает выброс CO2 на 7,5 тонн", – рассказал директор Рослесинфорга Павел Чащин, уточнив, что это означает необходимость увеличивать источники его поглощения для нейтрализации дополнительных объемов выбросов.

"В среднем 285 ежедневных рейсов в прошлом году начали летать по новым маршрутам. Если представить, что каждый рейс стал длиннее хотя бы на час, то за 285 дополнительных часов полета объемы выброса СО2 ежедневно увеличиваются на 2137,5 тонн", – подчеркнул он.

Согласно отчету о мировых выбросах углекислого газа за 2022 год, выбросы от сжигания нефти выросли на 2,5% или на 268 млн тонн, до 11,2 млрд тонн. Примерно половина этого прироста, 134 млн тонн, связана с увеличением объемов авиаперевозок. В 2022 году мировые авиакомпании совершили 32,2 млн перелетов по сравнению с 25,7 млн в 2021-м. Часть этих объемов можно оправдать восстановлением авиасообщения после отмены коронавирусных ограничений, но нельзя недооценивать влияние увеличения времени нахождения воздушного судна в небе.

"Если санкционные ограничения провоцируют более 2 тыс. тонн дополнительных выбросов ежедневно, то за 455 дней с момента введения ограничений 25 февраля 2022 года в атмосферу было выброшено по меньшей мере от 972,5 тысяч до 4,8 млн тонн СО2. Это эквивалентно ежегодному выбросу 10 угольных заводов. И это – от 0,7% до 3,6% от общего объема прироста мировых выбросов за 2022 год", – уточнил Чащин.

Напомним, что на авиаперевозчиков приходится 4% от общего количества выбросов всеми видами транспорта. Около трети от этого количества приходится на выбросы углекислого газа, а две трети – на шумовое воздействие и электромагнитное загрязнение.

"Если не пересмотреть подход к планированию воздушных маршрутов, то общий процент выбросов углерода от авиаперелетов продолжит увеличиваться на 2-3% ежегодно. Поэтому необходимо продолжать активно развивать лесоклиматические проекты для обеспечения углеродной нейтральности. Первый такой проект на территории России уже активно реализуется Рослесинфоргом на Сахалине совместно с правительством области и Ванинским центром лесоводства. На низком старте и второй проект в Хабаровском крае", – добавил эксперт.



Еще больше полезной информации в нашем Telegram