Объем проверенной "зеленой" древесины упал в России в десять раз – гендиректор системы сертификации

25 марта 2023

Президент России Владимир Путин поручил увеличить долю деревянных домостроений в России, а также объемы внутреннего спроса на продукцию лесной отрасли. Между тем, после ухода в прошлом году иностранных систем лесной сертификации, которые гарантировали повышенные требования к сохранению лесов, в России запустили отечественную систему-аналог, но объемы сертифицированных ею лесных площадей упали в десять раз от уровня начала 2022 года. Оставшиеся в западные компании продолжают сертификацию, но отечественные торговые сети считают, что потребителям цена важнее экологии, рассказал "Чистому будущему" генеральный директор системы сертификации "Лесной эталон" Николай Шматков. Он также отметил, что крупные нефтегазовые компании продолжают вкладываться в лесные проекты.


Все ушли, один остался

"На март 2022 года было сертифицировано 63 миллиона гектаров лесов в России (⅓ площади лесов, переданных в аренду с целью заготовки древесины). Также было чуть больше тысячи сертификатов цепочки поставок, их используют фирмы, которые продают друг другу древесину. Сейчас – 6 миллионов гектаров сертифицированных лесов и 360 цепочек поставок. Чтобы восстановить прежние показатели, нам нужно вырасти в десять раз, по цепочкам поставок – втрое", – сказал Шматков.

Он пояснил, что в течение 20 лет в России работали две системы лесной сертификации – PEFC и FSC. В прошлом году PEFC ушла из России, а FSC осталась, но только в качестве сертификатора лесопользования. Продавать продукцию под маркой FSC компании не могли.

Как пояснил Шматков, "Лесной эталон" восполнил пробел и стал под своим брендом гарантировать соблюдение стандарта FSC при лесопользовании, а также давать возможность продавать товары. 

"Требования добровольной сертификации выше, чем требования государства. Например, малонарушенные и очень ценные леса в государственном законодательстве отнесены к промышленным. Более того, они считаются малоиспользованными. Потребителям все равно, а торговые сети пытаются сделать ответственный выбор", – говорит Шматков.

Он отметил, что сертификация – это компромисс между заинтересованными сторонами. Лесопромышленники хотят больше зарабатывать, экологи больше сохранять, а общественные группы считают лес своим и тоже чего-то хотят. 

"Стандарт нашел требования, которыми все в равной степени недовольны, но с ними готовы соглашаться", – рассказал Шматков. 

Как пояснил директор "Лесного эталона", многие крупные лесопользователи продавали FSC-сертифицированную продукцию за рубеж. Именно спрос в ЕС стимулировал заготовителей получать сертификаты. В последние годы крупные потребители товаров лесной промышленности в России, такие как ИКЕА, "Тетра Пак", "Леруа Мерлен", также стали требовать сертификаты. 

"От этих потребителей с западными корнями спрос остался. Они продолжают требовать теперь уже не FSC, а "Лесной эталон". Российские сети, такие как "Комус" и "Петрович", открыто говорят, что с их точки зрения, российского потребителя интересует только цена и качество. Про экологию надо сейчас забыть", – уточнил Шматков.

Он отметил, что для ответственных компаний риск попадания на полки продукции из заповедного леса – это катастрофа, а сертификация эти риски снижает. По мнению Шматкова, использование экологических маркировок на рынке для маркетинговой коммуникации поможет выделиться на заваленном продукцией лесного комплекса рынке.


Корпорации и лес

Шматков отметил, что профессиональная работа с лесом, его посадкой и уходами позволяет принести пользу лесам и избежать обвинений в гринвошинге. Такая угроза в большей степени касается крупных корпораций, которые берут на себя обязательства по восстановлению лесов.

По его словам, долговременный уход за лесами дорого обходится. 

"Лесопользователи делают минимальные вложения. Финансовой отдачи они не получат. От момента посадки до момента получения прибыли пройдет 80-100 лет, нынешнее поколение менеджмента этого не увидит. Между тем, проекты ухода за лесами были у "Магнита", "Пятерочки" и Spar. Эти средства пошли на дополнительный уход за лесами. Нефтяные и газовые компании могут делать что-то похожее, а могут вкладывать средства в проекты, которые позволят сохранить малонарушенные леса", – сказал Шматков.

Он отметил, что эти проекты могут заключаться в охране малонарушенных лесов от пожаров. Лесные пожары не должны перекидываться на старые леса, в этом случае происходит огромный выброс углерода, который леса поглощали тысячелетиями. 

Ранее "Роснефть" сообщала о том, что высадила более 18 миллионов деревьев за три года. Пока среди корпоративного сектора у крупнейшей нефтяной компании России лидерство и в объеме посадок леса.


Еще больше полезной информации в нашем Telegram