Пустые обещания: гринвошинг производителей еды достиг невероятных высот – исследование

28 марта 2023

Этикетки товаров и бизнес-обещания производителей продуктов зачастую содержат неверную информацию, если не откровенную ложь о спасении климата, экологии и естественном питании, выяснила коалиция природоохранных организаций Changing Markets Foundation. 


"Многочисленные исследования показали, что гринвошинг широко распространен у производителей пищевой промышленности, и это стало серьезным бизнес-риском, особенно для инвесторов. Государственные органы ЕС, Великобритании и США намерены в ближайшее время начать пресекать гринвошинг с помощью новых законов", – говорится в исследовании.

По мнению аналитиков, компании стали наращивать объемы пустых обещаний в отношении климата и экологии из-за готовности покупателей выбирать именно такие товары. Отмечается, что 49% потребителей в развитых странах отдают предпочтение продуктам, сохраняющим окружающую среду, а 35% готовы платить за них больше. 

Производители маркируют свои товары как "климатически нейтральные", "сохраняющие климат", "продукты для будущих поколений”, "продукты с нулевым выбросом СО2". Эксперты же возмущены, что эти фейковые обещания дают даже производители мясной продукции, которые отвечают за 18% выбросов парникового газа метана в атмосферу. При этом бразильская компания JBS – крупнейший производитель мяса в мире – дала обещание стать углеродно нейтральной к 2040 году, вот только не опубликовала план, каким образом она добьется таких результатов. Такие же неподтвержденные обещания были обнаружены у компаний Danone и Nestle. Авторы доклада считают обещания, которые не подкреплены планами и научным обоснованием, гринвошингом.

Самым вопиющим случаем в исследовании названа ситуация, сложившаяся с продукцией шведской компании под брендом Loma. Она выпустила мясные изделия и указала, что коровы, из мяса которых они изготовлены, отрыгивали метана в атмосферу на 90% меньше обычного. Однако выяснилось, что заявление было сделано на основе кормления водорослями десятка коров в течение трех недель. Фактически компания сообщила о результатах своего эксперимента, а не о реальном изменении в объеме выбросов. 

"Зеленых" также возмущает утверждение крупнейших мировых производителей мяса и молока, что счастливые коровы, куры и свиньи пасутся у них на открытых лугах. Между тем, большинство производителей держат своих животных в закрытых помещениях круглый год, используют ускорители роста и антибиотики.

Еще одна категория гринвошинга касается введения потребителя в заблуждение относительно его рациона. На упаковке продуктов начали появляться надписи с утверждениями, что это естественное питание. Потребитель думает, что раз человек всегда ел мясо, то мясо полезно и не вредит климату. Это неверное утверждение, потому что нельзя сравнивать подходы к производству мяса на разных этапах жизни человечества, говорится в исследовании. Кроме того, выросла интенсивность потребления мяса, а также появилась возможность доставлять его по всему миру, а значит выросли выбросы СО2, которые сопровождают цепочки поставок.


Российский вариант

Тем временем в России копытных не кормят водорослями, чтобы они снизили выбросы метана, а используют, чтобы сохранить многолетнюю мерзлоту. Проку от этого для спасения планеты больше.

Как ранее рассказывало "Чистое будущее", для снижения содержания СО2 в атмосфере Земли вовсе не нужно разрушать традиционную энергетику. Достаточно воссоздать пастбища для миллионов копытных на огромных и почти безжизненных просторах Восточной Сибири – те, что были во времена последнего ледникового периода. Высокопродуктивные пастбищные экосистемы в Арктике оказывают охлаждающий эффект на климат. Первые эксперименты по расселению животных в расположенном в Якутии Плейстоценовом парке начал еще в 1988 году эколог Сергей Зимов, дело продолжил его сын Никита.

На сегодняшний день огороженная площадь парка составляет 20 квадратных километров, здесь живут 9 видов крупных травоядных животных: северный олень, якутская лошадь, лось, степной бизон, зубр, овцебык, як, калмыцкая корова, овца. По мнению директора Плейстоценового парка Никиты Зимова, именно возрождение пастбищ создаст устойчивую экономику и экологию на просторах вечной мерзлоты. 



Еще больше полезной информации в нашем Telegram